Ранний возраст—развитие ребенка в раннем возрасте

Пятница, Сентябрь 16, 2011 18:56
Запись опубликована в рубрике Физкультура и здоровье

Ранний возраст – развитие ребенка в раннем возрасте.

Годы роста и развития.

Для того чтобы правильно физически воспитывать де­тей, необходимо, хотя бы в самых общих чертах, иметь представление о возрастных особенностях их развития.

Далеко не все, что доступно и полезно взрослому, можно рекомендовать юноше или девушке, а тем более подросткам. Различны физиологические и психологичес­кие возможности детей дошкольного и школьного возрас­та, по-разному используются и средства их физического воспитания.

Ранний возраст—развитие ребенка в раннем возрасте

Рис. 1. Пропорции тела

Посмотрите на рисунок 1, где наглядно показано, что и по пропорциям тела ребенок не является как бы уменьшен­ной копией взрослого. Он не только меньше ростом, у него размеры тела другие: больше голова, короче ноги.

Ребенок растет и развивается. С годами увеличивает­ся его рост, прибавляется вес.

Меряет отец рост своего сынишки-первоклассника, делая черточку у стенки, и радуется: каким большим он стал. Каждый год после летних каникул учителя, встре­чая своих воспитанников, обычно с изумлением восклица­ют: «Как вы, ребята, выросли!»





Ранний возраст—развитие ребенка в раннем возрасте

Рис. 2. Кривые роста и веса (С. Ландау-Тылкина). Усл. обознач.: верхние кривые — изменение роста, нижние — веса. Пунктир — у девочек, непрерывная линия — у маль­чиков

Если изобразить на диаграмме ежегодные увеличения роста тела в длину и прибавки веса, то мы получим не постепенно и ровно восходящую линию, а кривую волно­образной формы. На рисунке 2 показаны кривые возрастных изменений роста и веса.

Много и других особенностей свойственны растуще­му организму. Кости у детей гибки, более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Процесс окостенения идет постепенно и даже у старших школьников еще далеко не завершен. Вот почему недопустимы односторонние и не­посильные для детей физические напряжения, длительные статические положения; они могут задержать рост и развитие костного аппарата, привести к образованию различных деформаций позвоночника.

В определенной последовательности идет и развитие мышц.

Сперва развиваются крупные мышечные группы, за­тем, позднее, более мелкие. Например, у четырех-пяти-летних детей лучше развиты мышцы плеча и предплечья, чем мышцы кисти рук. Мускулатура кисти и координация мелких мышц заметно развиваются в возрасте 6—7 лет, когда ребенок производит легкую физическую работу и учится письму. Первоклассник значительно увереннее бросает и ловит маленький мячик, чем это проделывает воспитанник средней группы детско­го сада.

Кожа у детей тоньше и нежнее, чем у взрослых. По­этому она легко ранима, хуже предохраняет организм от резких температурных изменений; через тонкие кожные покровы легче отдается тепло тела окружающему воздуху.

Обмен веществ у ребенка проходит более интенсивно, чем у взрослого. Если взрослому пища необходима глав­ным образом для покрытия расходов энергии, идущей на работу и поддержание постоянной температуры тела, то у ребенка питание должно еще обеспечивать рост и разви­тие организма, возмещение больших, чем у взрослых теплопотерь. Поэтому пища ребенка должна быть разно­образной, содержать необходимый процент белков, жи­ров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.

Устройство дыхательного аппарата, строение грудной клетки ребенка менее совершенны, чем взрослого, что создает предрасположение к поверхностному, затруднен­ному дыханию. Сердце отличается большой жизнеспособ­ностью. Но его деятельность неустойчива (легкая возбуди­мость). От напряженной работы оно быстро утомляется. Нормальному развитию сердца помогают соответствую­щие возрасту физические упражнения, выполнение режи­ма и соблюдение правил гигиены.

Работа всего организма регулируется нервной систе­мой, особенно ее высшим отделом — корой больших полу­шарий головного мозга. Она развивается позднее других отделов нервной системы. Чем младше возраст, тем быст­рее утомляется нервная система. Только с возрастом, под влиянием воспитания, дети постепенно становятся спо­собными все более осознанно и точно выполнять двига­тельные действия.

Дошкольники не отличаются большой ловкостью, быстротой движений, силой, выносливостью. В течение последующих лет эти физические качества значительно



прогрессируют. Однако в определенные годы наблюда­ются то замедление, то особенно интенсивное их разви­тие. Это объясняется, прежде всего, закономерными изме­нениями, происходящими в организме ребенка, подрост­ка, юноши и девушки.

Ранний возраст—развитие ребенка в раннем возрасте

Рис. 3. Изменение силы кисти (В. С. Фарфель). Усл. обознач.: пунктир — у девочек, непрерывная линия — у мальчиков

Наглядную картину возрастных изменений силы кис­ти у дошкольников и школьников вы видите на рисунке 3.

Познакомьтесь с возрастными изменениями качества быстроты у детей школьного возраста и с влиянием за­нятий

Показатели наибольшей скорости бега.

Рис. 4. Показатели наибольшей скорости бега. Усл. обознач.: бело-черная линия — у мальчиков, не занимающихся спортом, черная линия — у спортсме­нов-бегунов (В. С. Топчиян)

спортом на развитие этого жизненно важного ка­чества (рисунок 4).

У не занимающихся спортом максимальная скорость бега нарастает довольно равномерно. Наибольший при­рост скорости падает на возраст 8—9 лет и 13—14 лет. Наименьший прирост скорости в возрасте 15—16 лет.

У юных спортсменов наблюдается значительное уве­личение максимальной скорости с 16—17 лет. Особая разница в показателях максимальной скорости просле­живается


с 16—18 лет; у незанимающихся — 0,22 м/сек, у юных спортсменов — бегунов на короткие дистан­ции — 1,333 м/сек.

В физическом развитии мальчиков по сравнению с де­вочками в первые 6—7 лет жизни существенных особен­ностей не наблюдается. Но дальше, год за годом, в строе­нии организма детей, подростков и молодых людей раз­ного пола становятся все более ярко выраженными определенные различия.

Проследим особенности возрастного развития детей более подробно. При этом детальнее остановимся на раннем возрасте ребят. Надо иметь в виду, что особенно бурно растущий организм развивается в раннем возрасте. В эту пору, происходят большие изменения в физических и духовных силах ребенка. Он каждую минуту, каждый час овладевает все более совершенными умениями и на­выками, в чем решающую роль играет воспитание, как специально организованный педагогический процесс.

Ранний возраст:

Terro, специально для «Сайта о спорте» sportbox.by

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий